Особенности аштанга-йоги

Аштанга-йога- это традиционная система йоги, представляющая собой набор определенных последовательностей асан (статических положений тела) и виньяс (динамических переходов из одной асаны в другую), сопровождающихся работой над концентрацией внимания и направления взгляда (дришти), дыханием (свободное дыхание со звуком), рецитацией мантр (в начале и конце практики).

Формат занятий

В аштанга-йоге существует два формата практики и преподавания: майсор-класс (названный в честь города, где зародилась эта традиция) и лэд-класс. На майсоре практикующие осваивают последовательности асан и виньяс, практикуя и осваивая их каждый в своём ритме, независимо от других людей. Преподаватель в зале помогает выучить последовательность, правит асаны, что-то рекомендует, но не ведёт голосом каждое движение занимающихся. Таким образом, создаётся пространство самостоятельных практик в общей групповой поддерживающей энергии.

На лэд-классе практикующие выполняют все вместе последовательность асан и виньяс под счёт преподавателя, следуя его указаниям. Этот формат позволяет выучить корректный счёт виньяс, проверить свою практику на слабые места, чтобы затем улучшить её на майсоре.

Для чего нужно выполнять одну и ту же последовательность асан

Фиксированность последовательности выполняемых асан и виньяс позволяет занимающимся достаточно быстро запомнить порядок выполняемых действий, наработать силу, выносливость и улучшить гибкость. По мере освоения асан и готовности занимающегося, к позам прибавляются новые, что даёт постепенный и естественный прогресс, скорость которого определяется возможностями, исходными данными, стараниями и другими факторами каждого конкретного человека.

Аштанга-йогой можно начинать заниматься в абсолютно любом возрасте, состоянии здоровья и с любой физической подготовкой (или отсутствием её), так как нагрузка регулируется преподавателем под каждого человека, и в формате майсор- классов не нужно ориентироваться на уровень группы.

Традиция аштанга-йоги

Аштанга-йога представляет собой практическую и философскую систему, передающуюся от поколения к поколению по линии ученической преемственности. Шри К. Паттабхи Джойс (26.07.1915- 18.05.2009) получил знание этой системы от своего учителя, Тирумалая Кришнамачарьи (18.11.1888- 28.02.1989) в ученичестве у которого провёл многие годы. Он исследовал и изменял эту систему, исходя из своей собственной многолетней практики, опыта преподавания тысячам учеников и знаниям священных текстов. В 1948 году Шри К. Паттабхи Джойс открыл в Майсоре школу, которая стала и остаётся местом сохранения традиции, восходящей к Кришнамачарье и риши Патанджали. Сейчас хранителем традиции является Шарат Рангасвами Джойс, за практикой с которым и получение права преподавания от имени традиции тысячи людей съезжаются ежегодно в Майсор.

Ашта-анга, или восемь частей йоги

Йога считается одной из шести основных философских школ (даршан) Индии. По своим онтологическим основам она сходна с другой школой- санкхьей, однако в поисках истины йога опирается больше на непосредственный опыт восприятия и практику, нежели на теоретические обоснования того или иного положения.

Одним из первых источников, представлявших сформированную систему йоги, стали «Йога- сутры», написанные риши Патанджали. В этом сборнике кратких афоризмов приводятся методы аштанга-йоги, условия практики, желаемые цели и эффекты от выполнения перечисленного.

Риши Патанджали выделил восемь частей йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Яма есть следование нравственным принципам и нормам поведения: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астея), контроль сексуального поведения и воздержание для сохранения жизненной энергии (брахмачарья), умеренность в мыслях, вещах, делах (апариграха).

Нияма есть культивирование добродетелей: внешняя и внутренняя чистота (шауча), состояние удовлетворённости (сантоша), самодисциплина и аскетизм (тапас), изучение свящённых текстов (свадхьяя), преданность Божественному началу (ишварапранидхана).

Асаны являются физическими упражнениями, дополненными специальными техниками (определённым типом дыхания, мышечными замками, фиксациями взгляда), воздействующими на сознание практика. Задача этой части йоги- сделать тело крепким, здоровым, сильным и гибким для дальнейших более тонких и сложных практик (медитации).

Пранаяма также устраняет загрязнение тела и сознания, но уже на более тонком уровне. Посредством работы над изменением ритма вдохов и выдохов, задержек дыхания, использования мышечных замков (бандх) и мудр с закрыванием ноздрей практики йоги научаются контролировать и управлять жизненной энергией (праной). Техники пранаямы изучаются с разрешения и под руководством гуру (учителя), когда организм (тело, психика, сознание) практикующего готов к соответствующей нагрузке без возможности возникновения побочных последствий (боли в теле, сбои в психоэмоциональном состоянии и др.).

Следующие четыре части йоги являются внутренними техниками, более высокого порядка.

Пратьяхара- состояние отстранённости внимания от внешних раздражителей. В этом состоянии практикующий йогу перестаёт реагировать на информацию, поступающую от органов зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания.

Дхарана- длительная концентрация внимания на одном объекте.

Дхьяна- медитация, спонтанное растворение эго и открытие внутри себя Божественного начала.

Самадхи- состояние слияния с Божественным началом. Это цель и кульминация практики, наивысшее наслаждение и нескончаемое удовольствие, которые нельзя описать.

«Когда сердце открыто, приходит Бог» (Шри К. Паттабхи Джойс).

Внутренние принципы практики йоги

В практике аштанга-йоги важны такие принципы, как постепенность (добавляемой нагрузки и перехода от одной последовательности к другой), регулярность (практика с одним и тем же ритмом еженедельных занятий, желательно без длительных перерывов, хотя бы примерно в одно время), корректность (выполнения асан и виньяс, для которой необходима практика под присмотром и руководством опытного учителя).

Главными же принципами, на наш взгляд, являются дисциплина (в выполнении должного, организации практики) и преданность (учению и учителям, выражающаяся в уважении к традиции и следовании правилам, зафиксированным в ней). Выполнение этих принципов ведёт к неминуемому успеху на духовном пути. Как завещал Шри К.Паттабхи Джойс: «Практикуй, и всё придёт».